Внеурочное мероприятие "В мире физики", 8-9 классы

 Ссылка на мероприятие


Внеурочное мероприятие в 8-9 классах

«В мире физики»

 

Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у учащихся.

Задачи мероприятия:

1.               Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.

2.               Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.

3.               Формировать умение четко излагать свои мысли.

4.               Формировать умение работать в коллективе, в группе.

5.               Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.

 

Ход мероприятия.

 

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости!

Мы сегодня с вами проведем игру «В мире физики»

Наша игра будет в виде конкурсов. Бороться за победу сегодня будут 2 команды 8-9 классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:

1.               ____________________________

2.               ____________________________

3.               ____________________________

А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого конкурса объявляйте результаты.

 

Ребята в этом году продолжают изучать предмет – физика и уже знают, что изучает физика.

Скажите - Что такое физика?

Отвечают – это наука о природе.

Обратимся к исторической справке:

Фи́зика (от др.-греч. φύσις — природа) — область естествознания. Наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимичны, поскольку в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика выделилась в отдельное научное направление.

В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746).

Первым оригинальным учебником физики на русском языке стал курс «Краткое начертание физики» (1810), написанный П. И. Страховым.

В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров.

Физическое понимание процессов, происходящих в природе, постоянно развивается. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы.

Переходим к конкурсам:

 

1.Первый конкурс «Разминка»

«Разгадай загадку» Каждой команде загадываем по 6 загадок. Каждый правильный ответ – 1 балл.

1.               Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)

2.               Что с земли не поднимешь? (Тень)

3.               Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)

4.               Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)

5.               В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

6.               Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)

7.               Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)

8.               Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)

9.               Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)

10.           Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)

11.           Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)

12.           Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

 

2. Конкурс «Поговорки»

Каждый правильный ответ – 1 балл.

1.       Ложка дёгтя и бочку меда испортит. Ответ. Диффузия.

2.       Коси коса пока роса. Роса долой и мы домой. Ответ. Вода уменьшает силу трения.

3.       Натягивай лук по расстоянию до цели. Ответ. Сила упругости зависит от удлинения.

4.       Легким молоточком гвоздя не забить. Ответ. Маленькая инерция.

5.       Знать бы где упасть, соломку б подстелил. Ответ. Амортизация удара.

 

3. Конкурс «Заполни таблицу»

Определите, какие из перечисленных ниже слов обозначают физическое тело, какие — вещество и какие — явление и запишите их в соответствующую колонку:

·                  мел,

·                  молния,

·                  рассвет,

·                  капля воды,

·                  Луна,

·                  выстрел,

·                  циркуль,

·                  ртуть,

·                  мед,

·                  наводнение,

·                  молоко,

·                  авто­ручка,

·                  лед,

·                  таяние льда,

·                  вьюга,

·                  вода.

Команды по очереди выходят к ведущему и вытягивают листы со словами, затем вывешивают на доске в соответствующую колонку. Таблица заранее зарисована на доске. За каждый правильный ответ по баллу.

Физическое тело

Вещество

Физическое явление

 

4. Конкурс «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в кабинете физики, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается за 3 минуты вспомнить и записать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу:

динамометр – сила;

метр – длина;

спидометр – скорость;

барометр – атмосферное давление;

манометр – давление;

гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

электрометр – электрический заряд;

амперметр – сила тока;

вольтметр – напряжение;

ваттметр – мощность и др.

 

5. Конкурс «Физические тела и величины»

В лотке лежат различные тела. По очереди из каждой команды по одному человеку выходят к лотку. Выбирают любое тело, называют его и из какого вещества оно изготовлено.

Вы уже знаете физические величинами. Давайте их вспомним. Надо назвать физическую величину, в каких единицах измеряется, и выбрать прибор для измерения данной физической величины. Приборы находятся на лотке. За правильный ответ по баллу.

 

6. Конкурс. «Назовите автора крылатого выражения»

За правильный ответ по баллу.

1.               «Эврика!» (Архимед.)

2.               «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.» (Архимед.)

3.               «Поехали!» (Гагарин.)

4.               «И все-таки она вертится!» (Галилей.)

5.               «Я мыслю, следовательно, я существую.» (Декарт.)

6.               «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения.» (Эйнштейн.)

 

7. Конкурс. «Конкурс капитанов».

Каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)

2. «Дальше, дальше…».

Вопросы капитану 1 команды.

1. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

2. Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)

3. Прибор для измерения силы (динамометр)

4. В чем измеряется объем? (м3)

5. Какой буквой обозначают скорость? (ʋ)

6. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)

7. Сила измеряется в … (ньютонах)

8. Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)

 

Вопросы капитану 2 команды.

1. Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)

2. Линия, вдоль которой движется тело (траектория)

3. Прибор для измерения массы тела (весы)

4. Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)

5. Какой буквой обозначают время? (t)

6. Сила, которая возникает при деформации. (Сила упругости)

7. В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)

8. Единицей измерения скорости является (м/с)

 

8. Конкурс. «Конкурс эрудитов».

В этом конкурсе принимают участие все участники команд. Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Вопросы для I-ой команды:

1.Как называется самое распространенное вещество в природе? (вода)

2.Что тяжелее тонна соломы или тонна железа? (они одинаковы)

3. В какой комнате запах распространяется быстрее в теплой или холодной? (теплой)

4. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

5.Назовите наибольшую единицу времени.

а) век; б) год; в) минута; г) час.

6. Какое из приведенных слов не является явлением?

а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.

7. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:

а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.

8. В каких единицах измеряется масса?

а) метр; б) секунда; в) килограмм; г) час.

 

Вопросы для II-ой команды:

1. Как называется маленькое количество жидкости? (капля)

2. Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

3. Чем отличаются молекулы воды, пара, льда? (ничем, это молекулы одного вещества)

4. Кто говорит на всех языках? (эхо)

5. Какой прибор служит для измерения скорости?

а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.

6. Какое из приведенных слов означает вещество?

а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.

7. Что из приведенного является физической величиной?

а) инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) масса.

8. Какая из единиц массы самая большая?

а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.

 

9. Конкурс «Наборщик»

Из слова ДИНАМОМЕТР составить как больше слов

 

10. Конкурс «Физические величины»

 

Физическая величина

Буквенное обозначение (символ)

Единицы

Полное название

Краткое обозначение

Сила

 

 

 

Скорость

 

 

 

Площадь

 

 

 

Объем

 

 

 

Давление

 

 

 

Плотность

 

 

 

Масса

 

 

 

Путь

 

 

 

Работа

 

 

 

Вес

 

 

 

Сила тока

 

 

 

Время

 

 

 

Мощность

 

 

 

 

Подведение итогов игры.

 

Для болельщиков Черные ящики

1. «Черный ящик» (для болельщиков, команды не участвуют)

Ведущий: В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.

1) С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

2) Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.

3) Он друг некоторых спортсменов.

4) Оно имеет шарообразную форму.

5) Из-за него плакала Таня.

Ответ: мяч

 

2. «Черный ящик» (для болельщиков, команды не участвуют)

Ведущий: То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой школьник.

Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль). Легенды Древней Греции утверждают, что циркуль изобрел Талос

 

 

Таблица для жюри (на подсчёт баллов)

 

Название

команды

 

Номер конкурса

Команда 1:

 

Команда 2:

1 конкурс

 

 

 

2 конкурс

 

 

 

3 конкурс

 

 

 

4 конкурс

 

 

 

5 конкурс

 

 

 

6 конкурс

 

 

 

7 конкурс

 

 

 

8 конкурс

 

 

 

9 конкурс

 

 

 

10 конкурс

 

 

 

 

Итого баллов

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий